Страница обновлена 11.01.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №83"
г. Ярославль

Страница обновлена 11.01.2022
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №83"
г. Ярославль

    Чрезвычайные ситуации

      В обыденной жизни все отклонения от обычного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным ситуациям. В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии,опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 22 октября 2019 года, в добровольческом (волонтерском) центре «Научись спасать жизнь» для учащихся 11 класса МОУ «Средняя школа № 83» г.Ярославля было проведено учебно-методическое занятие.
    Главный специалист-эксперт отдела кадров ГУ МЧС России по Ярославской области Федор Овчинников рассказал школьникам о порядке и требованиях, предъявляемых для поступления в ВУЗы МЧС России, где они находятся, как проходит система обучения в образовательных учреждениях МЧС России.
     До поступления школьникам необходимо заранее взять направление на обучение. Уже сейчас в отделе кадров можно получить список документов, которые необходимо иметь при поступлении в учебное заведение. Будущим курсантам также нужно будет пройти медицинскую комиссию.
   Зачисление на 1 курс в учебные заведения на бюджетную форму обучения проводится по количеству баллов, набранных по результатам ЕГЭ, и дополнительным испытаниям непосредственно в учебном заведении.
   Сегодня со школьниками повторили и правила пожарной безопасности. Ребятам рассказали о причинах пожаров и их последствиях.
    Затем ребята прошли в гараж боевых машин, где сотрудники ПСЧ №1 рассказали им о предназначении различных пожарных автомобилей и спецтехники, показали многочисленное пожарно-спасательное оборудование.  Школьникам рассказали, как проходит тушение пожаров, сколько весит обмундирование огнеборцев, с каким снаряжением чаще всего приходится работать, каким образом спасатели ориентируются на пожаре, если видимость нулевая и всё заволокло дымом.
Подобные мероприятия очень важны. Они способствуют не только повышению уровня знаний правил пожарной безопасности среди подрастающего поколения, но и популяризации пожарно-спасательного дела.

В школе систематически проводятся тренировочные эвакуации учащихся и трудового коллектива.

Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

     Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

     По причинам возникновения можно выделить четыре класса чрезвычайных ситуаций:

  1. природные (стихийные бедствия),
  2. техногенные,
  3. экологические,
  4. социально политические.
    Стихийные бедствия могут возникать в результате воздействия атмосферных явлений (ураганы, смерчи, снежные заносы и обвалы), огня (лесные пожары в населённых пунктах, торфяные пожары), изменения уровня воды в водоёмах (паводки, наводнения), изменения в почве и земной коре(оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами).
    Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.
    Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве дорог, плотин, разработке карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т.п.)

     К техногенным ЧС относятся аварии на промышленных предприятиях, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность радиационного заражения, химического и бактериального заражения местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых)жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населения и окружающей среде.

    Экологические ЧС – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.
    К ЧС экологического характера можно отнести: интенсивную деградация почвы и её загрязнение тяжёлыми металламии другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями;кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
    Социально-политические конфликты –крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.
    Вооруженные конфликты с точки зрения безопасности жизнедеятельности представляют по существу совокупность опасных и вредных факторов, присущих всем стихийным бедствиям, производственным авариям и катастрофам. В войне с применением обычного оружия – это разрушение зданий и пожары в результате действий артиллерии и авиации, катастрофические наводнения в связи с повреждением гидротехнических сооружений, заражение обширных территорий радиоактивными, химическими веществами при разрушении атомных станций и химических предприятий. В случае же применения средств массового поражения резко возрастут масштабы разрушений, очагов радиоактивного,химического и бактериологического заражения, а также зон катастрофического затопления с вытекающими отсюда последствиями.

   Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены видом, характером ЧС и масштабами её распространения. Основными видами последствий ЧС являются: разрушения, затопления, массовые пожары,радиоактивное загрязнение, химическое и бактериальное заражение, которые, в свою очередь создают условия, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.

    Защита населения Российской Федерации от последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий природного и техногенного характера».

    В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подаётся с помощью сирен,производственных гудков и других сигнальных средств.

    Нельзя забывать, что только за последние 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них  ребенок.

    Согласно Плану основных мероприятий нашей школы  по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении ежемесячно проводятся учебно-практические занятия по эвакуации сотрудников и обучающихся, в ходе которых отрабатываются возможные варианты действия и пути эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуации.
    Проводимые объектовые тренировки позволяют выработать готовность и психологическую устойчивость к действиям в чрезвычайной ситуации, повысить уровень ответственности за жизнь и здоровье, а также совершенствовать навыки в области выполнения требовании гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.