Страница обновлена 24.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №83"
г. Ярославль

Страница обновлена 24.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №83"
г. Ярославль

Первоклашка

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Л. А. Венгер.

КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ:

Понятие школьная зрелость или готовность ребенка к обучению в школе включает несколько компонентов: физическую готовность, мотивационную готовность, эмоционально-волевую готовность, интеллектуальную готовность, социальную готовность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Самая тяжелая нагрузка для начинающего школьника – необходимость находится в малоподвижном состоянии 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому, при подготовке к школе, очень важно создавать условия для гармоничного физического развития ребенка, укрепления его иммунитета, создание ситуаций, где ребенок может реализовать свою двигательную активность. Самыми позитивными и приятными для любого ребенка занятиями являются общесемейные формы физкультурной спортивной деятельности.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

К моменту начала школьного обучения у ребенка должна появиться «внутренняя позиция школьника», которая означает, что он понимает необходимость следования правилам, осознает взаимосвязь своих интересов, потребностей, форм активности с интересами и потребностями других людей; соотносит содержание своего поведения с требованиями ситуации; начинает для себя различать в каких ситуациях уместен, а в каких нет, тот или иной вариант поведения.

В случае, когда ребенок не готов к новой социальной роли школьника,  у него могут возникать трудности, проявляющиеся в стойком нежеланием идти в школу, невысоком познавательном интересе, слабой учебной активности и т.д. Если вы заметили подобное, нужно постараться незамедлительно проговорить эту ситуацию с педагогами ребенка, а также обратиться за консультацией психолога. Наряду с этим, в своем поведении постарайтесь использовать несколько универсальных советов, стимулирующих развитие позитивного отношения к школе:

  • Рассказывайте ребенку об интересных моментах вашей школьной жизни; найдите время для просмотра всей семьей ваших школьных альбомов; нередко детям бывает интересно узнать какой разной в различные исторические периоды была школьная форма, как выглядели школьные парты и принадлежности учеников.
  • Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Покажите, что именно школа поможет ему достичь цели.
  • Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация достижения успеха должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Ребенок должен быть подготовлен к тому, что нужно прикладывать усилия для преодоления препятствий и решения затруднительных ситуаций. Важным условием появления эмоционально-волевой готовности является адекватное отношение ребенка к собственным ошибкам, когда он, с одной стороны, не испытывает панического страха от самой возможности ошибиться, а с другой, не воспринимает ошибку как ничего не значащее событие, которое может повторяться в том же виде вновь. Проще всего это выразить в формуле: «Ошибиться может каждый – важно исправить ошибку и стараться ее не повторять!»

В качестве рекомендаций по развитию эмоционально-волевой готовности можно предложить:

  • Соблюдение разумного (соответствующего возрасту и потребностям ребенка и не содержащего излишне строгих «искусственных» правил) режима дня.
  • Наделение ребенка полномочиями выполнения общепринятых в семье действий: полив комнатных растений; мытье посуды за собой; уборка в игровом уголке; поддержание порядка в своих вещах, своей комнате. (Преподносить это лучше не как «обременительную обязанность от которой все устали», а как возможность проявить свою взрослость и ответственность, наряду с другими членами семьи).
  • Обучение ребенка организации своего рабочего пространства. (Лучше не словами в назидательной форме, а собственным примером!)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Это способность ребенка быть внимательным, активно включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, был способен анализировать, обобщать информацию, имел хорошо развитую речь, умел рассуждать.

В настоящее время, этому виду готовности уделяется пристальное внимание родителей, чаще всего, основные усилия направлены на посещение специальных развивающих занятий по подготовке к школе – бесспорно, это очень эффективный способ подготовки, ведь вы отдаете ребенка в руки профессиональных педагогов. Но, наряду с этим, никто не может заменить самых драгоценных для ребенка моментов – времени общения с вами! И это время можно очень плодотворно использовать для развития интеллектуальной готовности ВАШЕГО ребенка.

  • Читайте книги своему ребенку, старайтесь уделять особое внимание обсуждению прочитанного, делитесь мыслям и чувствам, которые у вас возникают. Если читаемая книга была интересна и любима вами в детстве – обязательно расскажите об этом ребенку. Не бойтесь, что ребенок из-за того, что вы ему читаете, не полюбит это делать самостоятельно – наоборот, он обязательно постарается скорее приобщиться к тому, что интересно и значимо для вас!
  • Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать. Для этого подходят любые совместные передвижения («поход» в магазин, время поездки в общественном транспорте и т.д.), в процессе которых можно придумывать несложные интересные игры (четвертое лишнее слово – умение классифицировать предметы, поиск предметов на определенные буквы – развитие внимания, слухового восприятия и т.д.)

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Социальная готовность – умение ребенка общаться и строить отношения со своими сверстниками; умение общаться и взаимодействовать со взрослыми.

Для развития социальной готовности можно дать следующие рекомендации:

  • Развивайте умение ребенка слушать собеседника, не перебивая его;
  • Признавайте право ребенка на собственное мнение;
  • Обязательно учите ребенка обосновывать, доказывать свою точку зрения;
  • Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми (но делайте это уместно и разумно);
  • Показывайте личный пример позитивной коммуникации с окружающими людьми;
  • Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком, пусть он имеет возможность говорить с вами о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Умейте замечать даже малые успехи вашего ребенка и говорить ему об этом.

 

ВЫ ПОМОЖЕТЕ ВАШИМ ДЕТЯМ, ЕСЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ БУДЕТ ВКЛЮЧАТЬ: ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.

Памятка для родителей