Страница обновлена 10.04.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №83" г. Ярославль

Страница обновлена 10.04.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №83" г. Ярославль

                         

Письмо ДО о психологической поддержке выпускников, проходящих ГИА

Чем родители могут помочь выпускникам при подготовке к ГИА?

Советы учащимся 9-х классов

Советы учащимся 11-х классов

А.А.Сакова, учитель географии, муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 83, г. Ярославль Советы: Как сдать ОГЭ по географии

Психологическая подготовка к ГИА

(рекомендации для учителей и родителей)

В рамках организации работы по психологическому сопровождению участников ГИА на официальном сайте Центра «Ресурс» (www.resurs-yar.ru) размещены справочно-информационные и методические материалы:

- Помощь выпускникам в процессе подготовки к ГИА (для специалистов) – https://resurs-yar.ru/c/d/145/273/3691/.

- Психологическая подготовка к ГИА (для обучающихся) – https://resursyar.ru/c/d/307/332/3696/#catalog.

- Помощь выпускникам в процессе подготовки к ГИА (для родителей) – https://resurs-yar.ru/c/d/291/326/3884/

          Уважаемые взрослые, каждый из нас хорошо понимает, что экзамены являются естественной составляющей нашей жизни. При правильном подходе они могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки, возможностью показать многочисленные достоинства человека.

          Самой главной проблемой обычно является не сам экзамен, а страх или чрезмерное волнение перед ним. Можно выделить три основные причины этого состояния: недостаток подготовки; «страх, что не сдам и не получу аттестат об окончании школы»; волнение близких людей и окружения ребенка.

          Самой сложной оказывается проблема волнений, переживаний, страхов. Ситуация сложна тем, что не имеет однозначно «правильного рецепта», а подразумевает учет индивидуальности ребенка.

        Ниже мы описали категории детей, которые чаще всего испытывают трудности при сдаче экзаменов и попытались дать рекомендации по их подготовке.

       С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ; ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ; ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ; «ОТЛИЧНИКИ»; АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ; ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ.

Правополушарные дети

         У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, но испытывают трудности, «теряются» при необходимости мыслить логическими категориями.

         Основные трудности: трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла.

        На этапе подготовки, чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.

        Во время экзамена. Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора.

Тревожные дети

        Для тревожных детей учебный процесс связан с сильным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка
знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

        Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

        На этапе подготовки, задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя «нагнетать обстановку», напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.

Дети, испытывающие недостаток произвольности
и самоорганизации

        Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Но у них очень редко бывают истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них неустойчивая работоспособность, им присущи  колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

        Основные трудности: ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время.

        На этапе подготовки необходимо наличие внешних опор. Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

       Во время экзамена ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

Гипертимные дети

      Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные.

      Основные трудности: быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Обычно отмечается невысокая значимость учебных достижений, ребята не расстраиваются из-за плохих оценок.

       На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена.

Советы психолога  выпускникам

Стратегия подготовки к экзаменам

Составление плана подготовки
  1. Составь план подготовки. Для начала хорошо определить, кто ты – «СОВА» или «ЖАВОРОНОК», и, в зависимости от этого, максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
  2. Учти, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

Приемы осмысленной работы с текстами

1. При заучивании необходимого материала используйте раскрытый психологами секрет магической «семерки» (семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т.д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать, а затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. При этом, семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Следовательно, подлежащий заучиванию материал, необходимо разбить на смысловые части, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Кроме того, смысловые части материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

         Важно знать, что примерно одинаковый объем памяти требуется для запоминания   одного смыслового предложения, и мысли, сформулированной на двух страницах текста.

2. Используйте методы активного запоминания.

  • Метод ключевых слов.

         Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их. В дальнейшем, если вспомнить эти слова, то вспомнится и вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

  • Повторение материала по вопросам.

         Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

  • Приемы зрительной памяти:

         а) мысленно представь предмет, который хочешь запомнить. «Раскрась» его необычным цветом или представь его огромного размера, «поверни» этот предмет и посмотри на него с разных сторон;

          б) запоминание чисел (например, исторических дат). Представь себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене. Заставь эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении.

3. Ознакомьтесь и применяйте следующие приемы работы с запоминаемым материалом.

  • Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
  • План — совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
  • Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

(Возьми текст из школьного учебника и попробуй применить к нему все вышеуказанные приемы).

Основные принципы подготовки к экзаменам

  1. Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь меньше всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше интересен и приятен, который ты лучше всего знаешь. Постепенно вработаешься и «дело пойдет».
  2. Чередуй занятия и отдых.
  3. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по темам, разделам и т.д.
  4. Также полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем, желательно на бумаге.
  5. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который ты будешь сдавать в форме ЕГЭ и ГИА-9.
  6. Тренируйся с часами в руках, засекай время выполнения тестов.
  7.  Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.
  8. Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все темы (разделы) с помощью планов, еще раз останавливаясь подробнее на самых       трудных вопросах.

      В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная
реакция организма.
     Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают
умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
     Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного
отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена,
а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
     ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком
высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
     При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть
достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
     Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются
в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
     Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной
программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

                                                      Как психологически подготовить себя к сдаче экзаменов.

1.Организация времени

       За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После сытного
завтрака нужно сразу же приступать к занятиям.  Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут
каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений.
       После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20-30 минут) перерыв для приёма пищи, после чего
можно позаниматься ещё часа три. Потом обед и отдых-прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом
можно продолжать работу ещё в течение двух-трёх часов.
       Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. Во время экзаменов
нужно спать не менее 9 часов.
      На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более
утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку
к следующему. Остаток экзаменационного дня – время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной
трудоспособности.

2. Стабилизация эмоционального состояния

      «Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции.
Перечислим некоторые из них:

  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзамену, или переместиться в другую её часть;
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, людей;
  • опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  • постараться каждый день, отведённый на подготовку к экзаменам, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость.

Желаем успехов!