Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (1 здание).
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (2 здание).
С 2010 года в МОУ СОШ №79, а с 1 января 2014 года в МОУ СОШ №83 реализуется программа «Доступная среда».
Вопрос об адаптации людей с особыми потребностями ставится в обществе давно. Процесс их интеграции проходил через очень разные этапы — от откровенного неприятия большинством людей до принятия того факта, что люди с теми или иными ограничениями здоровья могут вести полноценную жизнь, получать образование и работать. Процесс социализации необходимо начинать с самого раннего возраста. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Находясь в коррекционном учебном заведении, он остаётся в изоляции от реального мира, в котором ему предстоит жить, будучи взрослым. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками, пусть даже они отличаются от него. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле отстраняться от человека в кресле-коляске, когда тот попросит помочь ему заехать на тротуар. Инклюзивное образование означает совместное обучение и воспитание людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не имеющих подобных ограничений, включая проведения совместных учебных занятий и досуговых мероприятий. Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает: причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом; причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): Школа №83 является участником муниципальных площадок департамента образования мэрии г. Ярославля по организации работы с детьми с ОВЗ.
В нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и создает необходимые условия для получения образования в обычных школах.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров – дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
Здание и прилегающая территория учреждения соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. В школе проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Это:
1.Главный вход в школу оборудован пандусом, кнопкой вызова, табличкой, информирующей о доступности объекта.
2.На 1 этаже учреждения в холле установлен специальный дверной блок, позволяющий беспрепятственно добираться до учебного кабинета, в начале и в конце лестничных маршей выполнена контрастная маркировка, в дверных проемах отсутствуют пороги, что позволяет беспрепятственно добираться до учебного кабинета.
3. Учебный класс оснащен специальным оборудованием.
4. В школе оборудованы 2 кабинета «Сенсорная комната» и «Комната релаксации», где с учащимися проводят занятия учителя и специалисты.
5. Оборудован туалет (унитаз с инвалидными подлокотниками, специальные поручни от раковины до унитаза)
Оснащение учебного кабинета специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием. Данное оборудование эффективно используется как во время учебного процесса, так и во время реабилитационных мероприятий.
1.Аппаратно – программный комплекс для детей с нарушением ОДА.
2. Аппаратно – программный комплекс для слабовидящих детей.
3. Аппаратно – программный комплекс для слабослышащих детей с нарушением речи.
4.Оборудование для детей с нарушением ОДА(включая ДЦП).
5.Сенсорная комната для слабослышащих детей.
6.Система звукового поля на класс.
В школе создана специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ. Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответствии с особенностями детей с ОВЗ, в школе выделяются следующие развивающие среды:
- Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию одельных сенсорных систем и полисенсорики. Для этого в школе оборудованы «Сенсорная комната» и «Комната релаксации», которые оснащены специальным оборудованием, стимулирующим сенсорное развитие детей с ОВЗ.
- Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Это спортивные залы, кабинеты, в которых имеется специальный спортивный инвентарь.
- Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. В учебных кабинетах содержится специально подобранный материал (пособия, дидактический и раздаточный материал и др.) кабинеты оснащены ПК и выходом в Интернет, имеются проекторы и интерактивная доска.
Образовательный процессдетей с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечивают педагогические работники:
1.Учителя-предметники
2.Педагог-психолог
3.Социальный педагог
4.Учителя-логопеды.
В течение учебного процесса «Доступная среда» активно используется учителями и специалистами школы. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение учебной деятельности, перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения, профессиональное самоопределение. Работа социального педагога направлена на создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи обучающимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера. Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ N 770-п от 10 октября 2011 года о региональной программе "Доступная среда" выделены денежные средства на организацию и оборудование кабинета «Сенсорная комната».
График консультаций специалистов (учителей – логопедов, педагога – психолога)
на 2024-2025 учебный год
ФИО учителя |
Должность |
День недели |
Время |
№ кабинета |
Кононова И.М. |
учитель – логопед |
|||
Сарофских И.В. |
учитель – логопед |
|||
Фунтова Н.Ю. |
учитель – логопед |
|||
Яковлева М.М. |
учитель – логопед |
|||
Некрасова М.А. |
педагог – психолог |
*Все консультации проводятся по предварительной записи.