Советы родителям
О необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте в общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
На что обратить внимание в развитии речи дошкольника
-
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
-
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
-
Неврологический статус (определяют специалисты)
-
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
-
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
-
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
-
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
-
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
-
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
-
Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм
Вот игры, которые вам помогут.
Игра «Эхо». Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот – кто-то говорит слово, а водящий – «эхо» повторяет его.
Игра «Узнай звук». Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук «ж». Звук «ж» нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.
Упражнение «Пиши кружочками». Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.
Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.