Страница обновлена 26.06.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №83" г. Ярославль

Страница обновлена 26.06.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №83" г. Ярославль

Функциональная грамотность

Приказ ДО мэрии г. Ярославля от 11.11.2022 № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022-2023 уч.г."

Результаты тестирования функциональной грамотности. 

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
    PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с  
Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований  качества подготовки обучающихся.

Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA forSchools (PISA для школ):
-в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
-инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
-участники исследования выполняют задания на компьютере;
-все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
-исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

 Составляющие функциональной грамотности
1.Читательская грамотность.
 Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2.Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3.Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4.Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5.Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6.Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНСТРУКТИВНЫЕ ПИСЬМА

https://school-1.siteedu.ru/media/sub/1541/files/prikaz-ministerstva-prosvescheniya-rf-ot-06052019g--219-ob-utverzhdenii-metodologii-i-kriteriev-otsenki-kachestva-obschego-obrazovaniya-v-oo.pdf

https://school-1.siteedu.ru/media/sub/1541/files/pismo-ministerstva-prosvescheniya-rf-ot-26012021--tv-94-04-ob-elektronnom-banke-trenirovochnyih-zadanij-po-otsenke-funktsionalnoj-gramotnosti.pdf

https://school-1.siteedu.ru/media/sub/1541/files/pismo-ministerstva-prosvescheniya-rf-ot-22032021--04-238-ob-elektronnom-banke-trenirovochnyih-zadanij-po-otsenke-funktsionalnoj-gramotnosti.pdf

https://school-1.siteedu.ru/media/sub/1541/files/pismo-mp-rf-ot-14092021g--03-1510-ob-organizatsii-rabotyi-po-povyisheniyu-funktsionalnoj-gramotnosti.pdf

https://school-1.siteedu.ru/media/sub/1541/files/pismo-ministerstva-prosvescheniya-rf-ot-17092021--03-1526-o-metodicheskom-obespecheniirabotyi-po-povyisheniyu-funktsionalnoj-gramotnosti.pdf

2.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Лаборатория функциональной грамотностиhttps://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»): https://events.webinar.ru/8478259/4850616/record-new/4952330
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

 

ФОРУМ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ"

17 апреля 2023 состоялся форум "Функциональная грамотность: векторы развития", организаторами которого выступили ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", ФГБОУ ВО "ЯрГУ им. П.Г.Демидова" и Ресурсный волонтерский центр финансового просвещения.

В форуме приняли участие педагоги нашей школы Грехова М.В., Кокоркина М.С., Королëва Р.Л., Сакова А.А.
На мероприятии организаторы представили свой взгляд на то, как можно формировать математическую, финансовую и читательскую грамотности, глобальные компетенции, а также креативное мышление у учащихся.

Изюминкой Форума стал аукцион методических идей по формированию читательской грамотности у учащихся. Разработка учителей нашей школы получила самую высокую оценку участников Форума и готовится к печати в сборнике ДПО ЯО "Институт развития образования".

ЗДЕСЬ вы можете ознакомиться с методической разработкой наших учителей:
Греховой М.В., учителя математики;
Кокоркиной М.С., учителя иностранного языка;
Королëвой Р.Л., учителя изобразительного искусства;
Осокиной Н.И., учителя русского языка и литературы;
Саковой А.А., учителя географии.